И Мастер, и Маргарита

Учатся у тех, кого любят.

Вольтер

Мы все у нее учились. И те, которые были до и после нас, учащихся нашей группы, которую набрала Маргарита Владимировна Якубовская в августе 1982 года. Среди нас были даже такие, которые поступали не в первый раз, потому что хотели «учиться именно у нее».

До поступления в Горьковское областное культурно-просветительное училище с театральным искусством меня связывали лишь так называемые «походы в театр» на ту или иную постановку. На сцену же я выходила только со скрипкой в руках. И может быть, поэтому с первых занятий была влюблена и не одна я, разумеется, и в педагога и во все дисциплины, преподаваемые Маргаритой Владимировной А это режиссура, сценарное мастерство и культура речи.

Кто-то из великих сказал, что величина личности определяется умением иронизировать над собой. Никогда не забуду ту особенную атмосферу на репетициях, которую могла создать Маргарита Владимировна с присущими ей такими качествами как чуткость, проницательность, искренность, интеллигентность, требовательность, душевная чистота и теплота. Ее широкая образованность, своеобразная манера общения, чувство юмора, умение иронизировать даже над собой, помогали нам, ученикам, избавиться от зажимов, раскрыться и работать творчески. Тогда же в начале восьмидесятых и родилась фраза «Якубовская и Мастер, и Маргарита!». Так мы интерпретировали название самого модного и всеми читаемого в то время романа Михаила Булгакова. Никто из нас, конечно же, не знал, какие испытания свыше выпали на долю Маргариты Владимировны. И сейчас, приподнимая занавес времени, я понимаю, что мы тогда попали в десятку.

Маргарита Владимировна Якубовская родилась 19 февраля 1927 года в г.Киеве. Вскоре после рождения ее отца вместе с семьей направляют на строительство г.Магнитогорска. Несмотря на некоторые трудности с жильем в первое время (семья проживала в одной комнате с инженером-холостяком), вспоминает Маргарита Владимировна, в школу она пошла очень подготовленной и до 1941 года была отличницей. Но «в восьмом классе учиться было неинтересно, хотелось ухаживать за ранеными. В городе было много госпиталей, которые размещали в школах и учиться приходилось в три смены». В этом же году Маргарита Владимировна поступает одновременно на первый курс музыкального училища по классу фортепиано, закончив предварительно музыкальную школу.

Говорят, что трудности закаляют, и благодаря им, человек становиться личностью.

В 1937 году ее отца, начальника планового отдела магнитогорского металлургического комбината, репрессировали, поэтому к концу 1941 года остальных членов семьи выслали в Карагандинскую область как семью врага народа. Через некоторое время мать Маргариты Владимировны забрали под г. Касим на лесозаготовки, где она вскоре умерла. А спустя еще немного времени от голода умерла ее бабушка. В возрасте четырнадцати лет, почти ребенком, оставшись одна в чужом городе во время войны со страшным клеймом «дочь врага народа», Маргарита Владимировна не потеряла веры в людей и надежды. Вернуться в г.Магнитогорск, где жила тетя, помог директор музыкального училища. Благодаря его вызову, она получила пропуск, который давал ей возможность передвижения. Отказавшись от предложения в милиции быть доносителем, ей приходилось переходить из одного села в другое «пешком, зимой, по 30 км в день, без лыж». И так три дня. И снова вызов и пропуск. Потом эшелоны с военными. На буферах из Сибири на Урал. И, наконец, «Магнитогорск, Первое мая, на улице снег, а на ногах тапочки и носки, чулок не было… Потом День Победы!»

И снова одна. «Ни о каком музыкальном училище не могло быть и речи. Надо было работать. Сначала калькулятором в столовой, позже в лаборатории коксохимического цеха. Было трудно. Приходилось даже снимать угол в своей бывшей квартире. Потом, благодаря добрым людям, стала жить в общежитии. Увлеклась театром». «Конечно, мне помогали знакомые отца, которых я даже не знала, даже хотели удочерить… А в 1957 году его реабилитировали» - вспоминает Маргарита Владимировна.

С 1947 года Маргарита Владимировна Якубовская – участница театральной самодеятельности. Сначала художественное слово, затем актриса народного театра (роли Анисья «Во власти тьмы» Л. Толстого, Коринкина в «Без вины виноватые» А.Н. Островского, Мария Спиридонова в «Вихри враждебные» Н. Погодина и др.). Ведущая основных городских концертов г. Магнитогорска. Делегат Всемирного Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года. В 1980 году была приглашена как гость на 50-летний юбилей со дня основания г. Магнитогорска.

У Баратынского читаю: «дарование есть поручение; должно исполнить его не смотря ни на какие препятствия».

В 1960 году вместе с мужем Г.И. Суприным, театральным режиссером, приглашенным на работу директором Культурно-просветительной школы И.Г. Волковым, Маргарита Владимировна приехала в г. Бор. В этом же году с испытательным сроком была зачислена преподавателем сценической речи. Вскоре театральное отделение закрыли, и, чтобы преподавать культуру речи на библиотечном отделении, она без отрыва от работы (заочно) закончила библиотечное отделение. А в 1976 году заочно закончила Ленинградский государственный институт культуры имени Н.К. Крупской. Это был выпуск открывшейся в то время специализации: режиссер клубных массовых представлений. До этого режиссура была только театральной. И в этом же году Маргарита Владимировна набрала первый курс новой специализации Горьковского областного культурно-просветительного училища – режиссеров клубных мероприятий. С этого момента она уже работала как преподаватель режиссуры, сценарного мастерства и сценической речи. По сути именно она стояла у истоков этой специализации.

Педагогический стаж Маргариты Владимировны Якубовской 44 года. Она ветеран труда. Более пяти тысяч выпускников колледжа – ее ученики. Многие до сих пор интересуются ею, звонят, с благодарностью вспоминают уроки сценической речи. Большинство преподавателей – бывших студентов колледжа - учились у Маргариты Владимировны. С особой теплотой и благодарностью вспоминают ее бывшие коллеги, которым доводилось с ней сотрудничать. «Творческая связь у нас с Маргаритой Владимировной с 1971 года, вспоминает В.М.Калюжная (преподаватель хоровых дисциплин, заведующая заочным отделением колледжа). Начинали с литературно-музыкальных гостиных еще в общежитии. Интересно проходили репетиции, не обходилось и без курьезов. Маргарита Владимировна обучала обучаясь, умела расположить к себе, что-то подсказать, не унижая профессионального достоинства. Очень часто она выступала как режиссер-консультант в подготовке госпрограмм выпускных курсов хоровой специализации (связки между концертными номерами, мизансценирование, словесное действие). Двенадцать выпусков вместе. Наиболее дороги и памятны из них «Нижегородская свадьба» (госпрограмма, состоящая из трех эпизодов: «Сватовство», «Девичник», «Свадебный пир»); «Мы на Волге живем» (песенно-танцевальная композиция, посвященная 40-летию Нижегородского областного колледжа культуры); «Край мой, Нижегородский» (программа ансамбля песни и танца Нижегородского областного колледжа культуры, ставшего Лауреатом третьей премии на областном конкурсе русской народной песни имени А.П. Леванова)».

Невозможно перечислить все творческие работы, выполненные студентами под руководством Маргариты Владимировны. Многообразны и разнообразны их формы. Это всевозможные композиции, монтажи (литературные, литературно-музыкальные), выступления чтецов с оркестром русских народных инструментов под управлением В.Х. Лещенко, театрализованные представления и концерты, тематические вечера и капустники, обряды и театральные постановки на уровне района, города, области.

Только на нашем курсе с сентября 1982 года по декабрь 1984 года (группа режиссеров клубных мероприятий) по дисциплине «Режиссура клубных мероприятий» были осуществлены следующие постановки:

  • «Театр и время» (литературно-музыкальная композиция на основе фрагментов из пьес Ж. Ануя, А.Н. Островского, В. Биль-Белоцерковского, А. Арбузова, М. Рощина, А.Гельмана и др.);
  • «Еще раз про любовь» (литературно-музыкальная композиция на фрагментах из произведений М.В. Гоголя, М. Шатрова, Г.Карпенко, В.Ильина, А.Ремеза и др.);
  • «В одном учреждении» (эстрадное сатирическое обозрение на основе миниатюр, интермедий, монологов);
  • «Старомодные чудеса» (пьеса-сказка Л.Устинова);
  • «Многоженец» (мюзикл по мотивам басен И.А.Крылова «Троеженец», «Разборчивая невеста»);
  • «Сказка о попе и его работнике Балде» (инсценировка сказки А.С. Пушкина);
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (инсценировка сказки А.С. Пушкина);
  • «Надо делать чудеса» (агитационно-художественное представление о старых сказках и новых явлениях);
  • «С именем Ленина» (театрализованное представление, посвященное 60-летию ВЛКСМ имени В.И. Ленина. Госпрограмма ДК «Теплоход», октябрь 1984 год);
  • «Здравствуй, фестиваль» (театрализованное представление, посвященное Всемирным Молодежным фестивалям. Госпрограмма ДК «Октябрь», декабрь 1984 год).

В год 50-летия колледжа мы вспоминаем самые яркие события его истории. Одним из таких событий по праву можно считать Маргариту Владимировну Якубовскую.

Вспоминается снова и снова
Как учили искусству слова;
Репетиции, ночи без сна,
(Не для всех сверхзадача ясна).
- Я не верю… – твердит Маргарита, –
Сущность образа не раскрыта! –
Но настанет счастливый час
И достойным будет показ.

Грибова О.П. преподаватель НОКК,
Выпускница 1984 года

на карте